четверг, 6 августа 2015 г.

Поддержка воспитательной компетентности родителей будущих первоклассников

Под компетентностью, как правило, подразумевается информированность, система усвоенных знаний, понятия, которыми человек может оперировать на практике.
          Большинство родителей не придают большого значения переживаниям и ощущениям ребенка. Они озабочены развитием интеллекта, умственных способностей, познавательной сферы личности.
     Актуальная задача профессионалов по поддержке компетентности родителей состоит в предоставлении родителям возможности вместе со специалистом эмоционально прожить  как негативные, так и позитивные последствия применяемых воспитательных мер. Необходимо родителям практически показывать, как можно выйти за пределы своих стереотипов на новые действия, переживания и мысли, рождающие искреннее и живое общение с ребенком в семье.
 А это возможно, если применять практические методы общения с родителями, игровое моделирование способов поведения. Это может быть ролевое проигрывание проблем воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в разной деятельности (познавательной, художественной, театрализованной, игровой, спортивной), моделирование способов родительского поведения, обмен опытом воспитания. Эти методы применяются для того, чтобы предоставить родителям возможность из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными исследователями собственного поведения, по-новому посмотреть на привычные способы воздействия на ребенка.
          Пример. Ролевое проигрывание проблемных задач.
          Таня (6 лет 4 мес.) учится в 1-м классе. Ей трудно дается учение, особенно чтение. Дома мама усаживает ее за стол и начинает спрашивать:
- Как называется эта буква? Что здесь написано? - Девочка молчит.
- Ну вот, ничего не знаешь! На учи сама! - Мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет. - Сегодня гулять не пойдешь, будешь читать!
Вопрос: как бы вы чувствовали себя в роли матери; ребенка?
          Вовлечение родителей в игровой диалог избавляет от жесткого и оценочного обращения с ребенком. Опыт общения родителей друг с другом, с детьми и воспитателями как игровыми партнерами помогает лучше чувствовать своего ребенка, принять его индивидуальности, признать его право на свой темп развития.
          Приоритетная ценность и социальная функция семьи для ребенка - быть источником безопасности, обеспечить безусловное принятие ребенка.
Родителям будущих первоклассников важно осознавать, что целесообразнее заинтересовываться не столько школьными отметками, сколько познанием ребенка.
          Существует термин «психогенная школьная дезадаптация». Это может выражаться в школьных страхах, неврозах у ребенка. К школьным неврозам могут приводить, на первый взгляд, безобидные стереотипы родительского поведения. Есть фразы, которые довольно часто употребляют в семьях школьников. На одной из встреч можно предложить родителям эти фразы на карточках и попросить их поразмышлять над тем, каким может быть внушающий эффект этих фраз для будущего первоклассника.
- Вот пойдешь в школу, там тебе…
- Ты, наверное, будешь двоечником?
- Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!
          Родительские притязания и завышенные требования основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в любви, а значит уверенности в себе.
          - Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!
          Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Взрослый человек делает ответственным за свою самооценку ребенка. Это бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.
          - Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?
          Таким образом, родители искушают ребенка невыполнимыми целями и толкают его на путь заведомого обмана.
          - Попробуй только еще сделать ошибки в диктанте!

          У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания за свою «плохость» могут возникать амбивалентные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий