Секреты мотивации: зачем
учиться?
Вот и подходят летние каникулы к
концу...
1 сентября не за горами.
И сегодня мы поговорим о секретах
мотивации.
Зачем ребенку учиться?
И какова роль взрослого в этом?
Педагоги отмечают, что у современных детей
большие проблемы с мотивацией.
Раньше основным стимулом к учебе были хорошие
оценки, признание в среде сверстников, желание угодить родителям или даже
получить медаль.
Теперь золотая и серебряная медали не
дают пропуск в ВУЗ с успешно сданным одним экзаменом, и хорошие оценки в
аттестате на будущее тоже не повлияют, главное – результат ЗНО.
В связи с этим у учеников нет стремления к
познавательной активности, школьные задания выполняются больше по шаблону и для
отписки, мало кто интересуется сутью, желает копнуть вглубь и дойти до природы
вещей.
«Знания пригодятся тебе в жизни, они расширяют
кругозор» – эти слова не несут никакого смысла для детского восприятия.
«Когда-нибудь в жизни» – все это очень умозрительно. Ребенку же интересно
существовать в моменте. А значит, тяга к знаниям должна быть внутренней
потребностью. И развивать ее необходимо задолго до школы.
«Какие книжки? Какие задачки? У ребенка
детство – так пусть наиграется!» – не такая уж редкая реакция родителей на
дошкольное развитие. И кто будет отрицать, все так: детство, игры – это
действительно основной приоритет дошкольника.
Но каково приходится ребенку, который был
свободен в выборе занятий, не приучен к
режиму дня, не был знаком с детским садом и вдруг попал на школьную подготовку,
а потом и в первый класс, где необходимо высиживать положенные 40 минут и
выполнять все, что говорит учитель.
Можно было бы махнуть рукой, если бы мы жили в
иллюзорном мире – без современных школ, к которым и у учителей, и у родителей
масса претензий. Но мир таков, какой есть, и наши дети в положенном возрасте
идут в школу с ее утвержденными стандартами, учебной программой, с не всегда
чуткими педагогами, которые, тем не
менее, стараются выполнять свою работу. И вот здесь очень важно, чтобы дети
даже не в самых комфортных условиях сохраняли интерес к учебе. Мотивация к получению знаний – это то,
чем родителям будущих школьников стоит озаботиться заранее.
Создайте атмосферу
Книги, развивающие игрушки, посещение
музеев и театров – все это возможность узнавать новое. Атмосфера, в которой
учеба – образ жизни, создается родителями, и они же могут подать детям лучший
пример. Родители сами должны быть открыты новому! Читать,
делиться прочитанным, путешествовать, открывать новые места в родном
городе!
Дошкольный возраст – это возраст
любопытства, главная детская эмоция в это время – удивление, поэтому сейчас,
когда дети в самом расцвете периода «как?» и «почему?», большой ошибкой будет
игнорировать их вопросы. Родитель для маленького ребенка – главный источник знаний. Второй такой источник, конечно, книга. Ребенок
должен видеть в доме и родительских руках разную литературу и печатные
материалы. Всегда должно быть на виду что-то, что можно прочитать.
Из этих же познавательных соображений
не стоит запрещать ребенку разбирать (по мнению взрослых – ломать) игрушки: это
один из способов ребенка понять, как устроен мир.
Добавляйте учебный элемент в игру
Учиться – не означает сесть за
письменный стол, достать учебник и выполнять задания по образцу. К этому
постепенно можно прийти, но начинать занятия с маленькими детьми стоит только в
игровой форме. Считать, повторять цвета, узнавать свойства предметов гораздо
интереснее на прогулке, трогая и сравнивая. Изучить право и лево можно легко во
время регулярной зарядки.
Развивать память – во время простой игры:
накрываете несколько игрушек платком (лучше, если это будут знакомые и
связанные между собой предметы, например,
фигурки персонажей любимого мультфильма), просите ребенка запомнить
игрушки и закрыть глаза, убираете один предмет за спину и спрашиваете: кто
исчез? В эти своеобразные прятки дети могут играть очень долго, если то, что
прячется под платком, им нравится. Таким образом, в любую игру можно внести
небольшой учебный элемент.
Научите детей добывать
информацию
Рано или поздно у ребенка возникнет
вопрос, на которой вы не будете знать ответа. И тогда у вас появится отличная
возможность продемонстрировать, как вы сами ищете ответ на вопрос в
энциклопедиях, словарях, интернете. Подогревайте интерес к тому, чем ребенок
уже заинтересовался. Он увлекся Древним Египтом? Сходите вместе в книжный
магазин и выберите новую литературу по этой теме, смастерите вместе пирамиду,
найдите в сети документальные фильмы и вместе посмотрите их. Дайте ребенку
понять, что чем больше информации он узнает, тем лучше разберется в предмете.
Важно научить ребенка
выражать свое мнение, задавать вопросы, делать выбор. Для этого возможность
выбора нужно предоставлять с раннего возраста: в чем ребенок сегодня хочет идти
в детский сад, какую книгу почитать перед сном, какой кружок ему было бы
интересно посещать: ИЗО или ритмику. Пусть младший член семьи принимает участие
в обсуждении семейных вопросов, даже если он пока только слушатель. То, что он
сидит рядом с вами, повышает значимость его мнения и присутствия.
Подстраивайте учебные
пособия под ребенка
Если ребенок отказывается выполнять какой-либо
тип заданий, не настаивайте, переходите к следующим. До некоторых вещей нужно дорасти. Возраст,
указанный на учебном пособии, не должен быть маяком, означающим, что ваш
пятилетка не справляется с заданием, данным для возраста 4-5.
Занимайтесь вместе
Многие дела можно и нужно делать вдвоем:
рисовать одну на двоих картину, раскрашивать, мастерить поделки. Даже задания в
развивающих пособиях можно разделить. Во-первых, самое ценное для ребенка –
родитель рядом с ним, во-вторых, он видит результат совместной деятельности, а
в-третьих, просто оставаясь рядом, вы развиваете усидчивость, которая будет
необходима в школе.
Играя вместе, вы можете проследить за
настроением ребенка, увидеть, что вызывает у него трудности. Но важный момент: почувствуйте,
с какими заданиями ребенку важно справиться самостоятельно, а в какой момент
можно подключиться с помощью. Некоторые, даже очень маленькие дети,
расстраиваются, когда родители им подсказывают слово, не дожидаясь, когда
малыши сами найдут ответ, и тем самым лишают их радости от внезапной догадки.
Придерживайтесь режима
дня
Режим нужен не только для того, чтобы
упорядочить день, но и выработать привычку чередовать активные игры и занятия –
это такая репетиция будущей схемы «урок-перемена». Например, после обеда у вас
традиционные полчаса чтения, потом ребенок смотрит мультфильм, затем вы идете
на прогулку, а после улицы садитесь рисовать или играть с азбукой и т.д.
Развивайте таланты
Если вы заметили у ребенка склонность
к определенной деятельности, будь то спорт, танцы, лепка или конструирование,
если в его жизни есть большое увлечение, обязательно развивайте его в этом
направлении. Даже если впоследствии какие-то школьные предметы будут вызывать
сложности, у ребенка будет свое «зато», свой конек, любимое дело, которое
придает уверенности в себе и дает силы учить даже не самые легкие предметы.
Создавайте небольшие
сложности
Настойчивость и целеустремленность
развиваются, когда есть мотив к преодолению трудностей. Так младенец начинает
ползать, когда хочет дотянуться до привлекательной игрушки. В жизни любого
ребенка должен быть вызов, побуждающий его приложить усилия. Справляясь с
поставленной задачей, ребенок получает большое удовлетворение, и это чувство, к
которому он стремится в дальнейшем, берясь за новые задачи.
Но давая новое, чуть более сложное задание,
убедитесь в том, что ребенок усвоил пройденный материал. Большинству детей
нужно закрепить материал несколько раз, чтобы хорошо его понять. Поэтому
начните свой домашний урок с того, что ребенку хорошо знакомо. Правильно
ответив на ваши вопросы, он положительно настроится на занятие.
Не преувеличивайте роль
наград
Однажды сладости и игрушки, обещанные
за выполнение родительской просьбы, перестают работать, их становится недостаточно.
Ребенок должен испытывать внутреннее удовлетворение от сделанного, поэтому не
стоит все успехи оценивать материальным призом. В идеале мотивированный ребенок
выполняет задание не потому, что он ждет награды, а потому, что ему это
интересно. И улыбка родителя и добрые слова похвалы от них – не меньшая
награда, чем новая игрушка.
Ориентируйте ребенка на
успех
Когда спортивные тренеры и психологи
настраивают игроков перед матчем, они произносят емкие фразы, позволяющие
спортсменам сконцентрироваться и поверить в победу. Родитель, зная особенности
своего ребенка, может подбадривать его простыми словами: «У тебя все
получится», «Ты справишься», «Все будет хорошо» и т.д. Из спортивной практики
можно взять и другую идею – ставить цель, к которой ребенок будет стремиться.
Чтобы идея работала эффективнее, цель можно изобразить в виде картинки или
записать большими буквами – визуальное напоминание работает лучше вербального.
Обязательно нужно отмечать все,
даже малейшие достижения ребенка в учебе. Дети не умеют воспринимать критику, а
вот похвала для них очень важна. Без признания и успеха не будет желания
развиваться дальше. Поэтому, интересуясь делами в детском саду, на кружке,
подготовке или в школе, стоит делать акцент не на том, был ли ребенок первым,
получил ли он сегодня хорошую оценку (звездочку, наклейку на тетрадь), а на
том, чему он научился, что интересного сумел сделать.
Будьте терпеливы
Лучше если подготовкой ребенка к
школе будет заниматься член семьи, менее склонный к раздражению. Дети любят
подолгу раскладывать карандаши перед занятием, зависать и задумываться над
заданиями, которые взрослым кажутся очень простыми, и здесь важно не торопить,
дать возможность размышлять. Дети чутко замечают, когда родитель нервничает, и
могут замяться еще больше. Обстановка на занятии должна быть спокойной и
доброжелательной, и обязательно привносить в домашние уроки элемент игры и
шуток.
Игровая форма занятий и положительный
родительский настрой помогут обрести навыки, которыми обладает мотивированный
ребенок:
умение концентрироваться;
выбор заданий с повышенной сложностью;
умение справляться с проблемами;
самостоятельное выполнение уроков без
родительского напоминания;
положительное отношение к школе и процессу
учебы.
В конечном итоге мотивация – это внутренний стимул, который ребенок однажды должен почувствовать в
себе сам. Но пока он еще маленький, родитель своей поддержкой и личным примером
может ему в этом поспособствовать.
Вы прочли статью до конца?
Согласитесь, она стоила этого!
Комментариев нет:
Отправить комментарий