Чистоговорки

Основные направления практического использования чистоговорок + картотека


Чистоговорки  — это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний.
   Каждая чистоговорка состоит из двух частей. Первая часть предусматривает трехкратное повторение определенного слога, проговаривая который ребенок доводит до автоматизма свой артикуляционный навык. Вторая же часть представляет собой короткую фразу из 2–4 слов, которая рифмуется с первой частью.
    Таким образом, последнее слово во фразе всегда заканчивается на уже неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. Например: «Ла-ла-ла — мы собрались у стола».
      Все стороны речи можно развивать с помощью чистоговорок. Их рифмы и ритмическое оформление облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию слухового и фонематического восприятия, внимания, памяти, стимулирует развитие  языкового чутья.  В процессе составления чистоговорок обогащается  словарный запас, совершенствуется грамматический строй, связная речь ребёнка, активизируется его воображение. 
   Каковы же основные направления практического использования чистоговорок?

 1.Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи.
  Использование чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. При этом наряду с готовыми вариантами можно самим придумывать слова на изучаемый звук, составлять фразу, а к ней чистоговорку. В целях автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, чёткой дикции, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания.
  Например, при автоматизации звука [с] используется чистоговорка: «Са-са-са – идёт хитрая лиса».
Виды заданий:
 - произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и т.д.);
- произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
- произносим тихо или громко;
- произносим в разном темпе (медленно или быстро);
- произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).
2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.
  Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.
Виды заданий:
добавляем слог с определённым звуком:
Сы-со-са – на бумаге поло… (са).
Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы).
Сы-су-со – покатилось коле… (со).
Са-со-су – маме я цветы не… (су) и т.д.
прошагаем по слогам:
Ла-ла-ла  – ост-ра-я пи-ла.
Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.
Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и т.д.
закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):
Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.
Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро.
Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша)? Ча-ча-ча - куча и т.д.
повторяем без ошибок:
Су-шу, су-шу – я письмо пишу.
За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча и т.д.
поменяем звуки:
«л» на «р»: Ал-ал-ал –  бал. Ар-ар-ар – бар.
«ш» на «с»: Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.
3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.
   На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.
Виды заданий:
изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис –  в лесу есть много … (лис) и т.д.
отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):
Ра-ра-ра – какая детвора?  Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т.д.
Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т.д.
подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):
Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.
отвечаем  чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):
Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла и т.д.
называем слова, противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора.  Ра-ра-ра  – низкая гора.
Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.
называем слова «ласково»:
Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.
Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.
придумываем рассказ по картинке или вопросам:
Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.
Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.
Са-са-са –  кого встретила лиса? Са-са-са –  волка встретила лиса и т.д.
   Это  лишь некоторые приёмы развития речи на материале чистоговорок. Используйте их, придумывайте свои собственные. Главное,   постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора!

   
      картотека чистоговорок в картинках.







(продолжение)
А сейчас немного информации: чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении.
   Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.
   Чистоговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава иногда приносит очень большую пользу. Используя чистоговорки в учебном процессе, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения и прочее. Как всякая игра, чистоговорки очень хорошо воспринимаются детьми. Весёлая и лёгкая форма обучения правильной речи – вот главное назначение чистоговорок.    
   Используются чистоговорки для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Как нелегко ребенку правильно проговаривать слова с теми звуками, которые он только-только научился произносить. Он уже понял, как расположить язычок или как вытянуть губы, но каждый раз ему приходится вспоминать об этом, если в слове попадается трудный звук.
    Но, проходит некоторое время, и никакие специальные усилия уже не нужны: и язычок, и губы, и зубы запомнили правильное положение и делают все сами, без усилий со стороны своего маленького хозяина, т.е. автоматически. И чистоговорки станут замечательным помощником ребенку в выработке того самого автоматизма.
   Читая ребенку текст, выделяя голосом (длиной произношения, четкостью артикуляции) отрабатываемый звук – тем самым взрослый облегчит ребенку процесс воспроизведения, ему не нужно самому тратить силы на поиск «трудного» звука в ряду множества слов.
     Чистоговорки можно использовать и для развития у ребенка чувства рифмы. Ведь последнее слово в них само просится на язычок. Произнесите чистоговорку,  забыв её закончить. А ребенок пусть попробует сначала подсказать вам нужное словечко, а потом произнесет весь стишок сам. В подобные игры хорошо играть в дороге или в долгой очереди. Чистоговорки необязательно произносить быстро, важно сказать отчётливо и без запинок. Отработка чистого, ясного, чёткого произношения сопровождается повторением фраз. Взрослый читает чистоговорку, а ребенок отраженно повторяет строки.












1 комментарий: