Развиваем мелкую моторику рук


Развиваем мелкую моторику, значит развиваем речь!

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. 

Мелкую моторику можно развивать  различными способами, например, такими: 

Игры с мелкими предметами: 

•    Застегивание и расстегивание пуговиц
•    Шнурование ботинок
•   Шнуровка на специальных рамках 
•    Нанизывание колец на тесьму
•    Мозаика
•    Игры с конструкторами
•    Перебирание круп, зерен и другие… 






















Для более старшего возраста используются всевозможные упражнения с элементами письма, такие как: 
•    Штриховка в разных направлениях 
•    Обводки •    Доведение линий до конца 
•    Раскрашивание 
•    Прописи и другие… 

Массаж кистей и пальцев и т. д. 
Лепка. 
Пальчиковые игры. 

Все пальчиковые игры и упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз. Сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя руками вместе. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. 
Гимнастика проводится в течение нескольких минут, 2-3 раза в день. 

"Кулак-ребро-ладонь". На плоскости стола три положения руки  последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.  

"Сидит белка..." Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.  

"Дружба" Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок"). Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук). Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев), Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).  

"Дом и ворота" На поляне дом стоит ("дом"), Ну а к дому путь закрыт ("ворота"). Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу), В этот домик приглашаем ("дом").  

"Кольцо" 
•    кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; 
•    то же упражнение выполнять пальцами левой руки; 
•    те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;  

"Пальцы здороваются" Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.     

 Чем раньше родители поймут, что мелкая моторика напрямую связана с речевым развитием ребенка, чем раньше родители начнут развивать ее у ребенка, тем в будущем речь у ребенка будет точной и правильной.
   
Хотела бы поделиться с воспитателями и читателями блога опытом практического использования отходов в создании дидактических развивающих пособий и материала для художественного творчества с целью  развития мелкой моторики рук  детей. На самом деле - это удивительное занятия – давать вторую жизнь ненужным, на первый взгляд,  вещам. Этим и вещами может быть  линолеум, диски прищепки и т.д. Пришла идея - сделать из них полезные вещи.
Получились дидактические пособия «Наряди ёлочку», «Веселое солнышко», «Маленькие ножки»

 Цель - развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движений

        Новые дидактические пособия готовы. Они получились прочные, яркие. Их удобно хранить в коробке.  Для игры понадобились цветные  шнурки.

       Дидактическая игра «Наряди ёлочку»  усложнена: игровая задача - как бы "пришить" с помощью шнурка ёлочные шары к веточкам ёлочки. Необходимо совместить отверстия в шарах и отверстия на ёлочке и с помощью шнурка присоединить их.

     Ещё получились трафареты для рисования.
Цель использования трафаретов – развитие творческих способностей детей
Из куска линолеума вырезала прямоугольники (размер может быть любым), в центре нарисовала предметы, вырезала их по контуру с помощью канцелярского ножа. Теперь можно использовать трафареты в художественном творчестве.

    Они удобны тем, что прочные. Во время рисования не сдвигаются с места. Их можно использовать многократно. Они легко моются. Рисовать можно кистью, а так же использовать нетрадиционные техники рисования, например, рисование пальчиком, с помощью ватных палочек.

     Игры и трафареты для творчества получились практически  из «ничего». Минимум материальных затрат. А развивающий эффект налицо.



Фантики! Много фантиков!
Фантики  можно не только коллекционировать,
но и придумывать с ними занимательные игры и забавы,
делать красивые аппликации и всевозможные поделки.

Сюрприз! Без него никак в работе с малышами.


- Ой, что я Вам принесла! Помните нашу волшебную коробочку?
- Да, там были фантики! – радуется Глаша.

Ах, как вкусно они пахнут! В них лежали конфетки.
1)Упражнение  "Понюхай фантик" на развитие речевого дыхания, голоса.
Цель: учим детей делать вдох носом с закрытым ртом, делать выдох носом спокойно.


Малыши стараются, пытаются уловить аромат, и умудряются даже лизнуть...

2)Упражнение "Сдуй фантик с ладошки" на развитие речевого дыхания.
Цель: добиваться умения делать  длительный, непрерывный, направленный выдох.



3) Цель: развивать познавательный интерес через экспериментирование.
Фокус с дыроколом! Вот это да, какие дырочки остаются на фантиках...



4) Развиваем двигательную активность:
Подвижная игра "Сделай и поймай бабочку!"




5) Релаксация "Фантиковый дождь":
Цель: создавать в группе эмоциональный  комфорт и положительные эмоции у малышей.

6)Нанизываем фантики на палочку Цель: Развитие мелкой моторики  пальцев рук.



7)Сминаем фантики в комочки и складываем в стаканчик. Это упражнение понравилось детям особенно, с каким удовольствием они сминали фантики...


Вот такие простые  игры и упражнения с фантиками можно проводить с детьми. Впереди праздники, так что не выбрасывайте фантики... Коллекционируйте!!!









Рисование на песке





Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.




Прищепки в развивающей среде детского сада

Меня, как воспитателя, очень волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как подготовить детей к обучению в школе, что бы мои выпускники были успешными учениками в школе.
Учеными доказано, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышления маленьких детей. Совместно с родителями мы пополняем развивающую среду нетрадиционными материалами, пособиями и играми.
Прищепки, являются любимым материалом для творческого фантазирования детей. Дошкольники создают модели роботов, трансформируя их при необходимости в положительных и отрицательных героев своих сюжетных игр. Игры с прищепками приносят ребенку радость, удовлетворение от возможности изменять цветовые решения и форму своей конструкции. Игры с прищепками в детском саду не вызывают переутомления.
Дети посещают группу старшего дошкольного возраста и уже знакомятся со звуками и буквами родного языка, поэтому, усвоенную информацию переносят в игры и, создавая из прищепок буквы, составляют слова.
Имея прищепки в развивающей среде, можно использовать их для самомассажа. Прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения. После первого двустишия, меняем руки. Необходимо убедиться, чтобы прищепки не были слишком тугими.

«Кусается сильно котенок – глупыш,
 Он думает: это не палец, а мышь.
 Но я же играю с тобою малыш,
 А будешь кусаться, скажу тебе «Кыш!»

Мы сами очень часто используем прищепки в работе с детьми, особенно с детьми раннего дошкольного возраста.

Помимо творческих моментов, стоит отметить влияние подобных игр на развитие мелкой моторики и координации, что, помимо прямого положительного эффекта, позитивно сказывается на развитии речи и мышления.















Комментариев нет:

Отправить комментарий