Развиваем мелкую моторику, значит развиваем речь!
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Мелкую моторику можно развивать различными способами, например, такими:
Игры с мелкими предметами:
• Застегивание и расстегивание пуговиц
• Шнурование ботинок
• Нанизывание колец на тесьму
• Игры с конструкторами
• Штриховка в разных направлениях
• Обводки • Доведение линий до конца
• Раскрашивание
• Прописи и другие…
Лепка.
Все пальчиковые игры и упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз. Сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя руками вместе. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.
Гимнастика проводится в течение нескольких минут, 2-3 раза в день.
"Кулак-ребро-ладонь". На плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга. Выполняется 8-10 раз правой рукой, затем левой, далее обеими руками.
"Сидит белка..." Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.
"Дружба" Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в "замок"). Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук). Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев), Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).
"Дом и ворота" На поляне дом стоит ("дом"), Ну а к дому путь закрыт ("ворота"). Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу), В этот домик приглашаем ("дом").
"Кольцо"
• кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
• то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
• те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;
"Пальцы здороваются" Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.
Чем раньше родители поймут, что мелкая моторика напрямую связана с речевым развитием ребенка, чем раньше родители начнут развивать ее у ребенка, тем в будущем речь у ребенка будет точной и правильной.
Цель -
развитие мелкой моторики пальцев рук и координации движений
Хотела бы
поделиться с воспитателями и читателями блога опытом практического
использования отходов в создании дидактических развивающих пособий и материала
для художественного творчества с целью развития мелкой моторики рук детей. На самом деле - это удивительное
занятия – давать вторую жизнь ненужным, на первый взгляд, вещам. Этим и вещами может быть линолеум, диски прищепки и т.д. Пришла идея -
сделать из них полезные вещи.
Получились
дидактические пособия «Наряди ёлочку», «Веселое солнышко», «Маленькие ножки»
Новые дидактические пособия готовы. Они
получились прочные, яркие. Их удобно хранить в коробке. Для игры понадобились цветные шнурки.
Дидактическая игра «Наряди ёлочку» усложнена: игровая задача - как бы
"пришить" с помощью шнурка ёлочные шары к веточкам ёлочки. Необходимо
совместить отверстия в шарах и отверстия на ёлочке и с помощью шнурка
присоединить их.
Ещё получились трафареты для рисования.
Цель
использования трафаретов – развитие творческих способностей детей
Из куска
линолеума вырезала прямоугольники (размер может быть любым), в центре
нарисовала предметы, вырезала их по контуру с помощью канцелярского ножа.
Теперь можно использовать трафареты в художественном творчестве.
Они удобны тем, что прочные. Во время
рисования не сдвигаются с места. Их можно использовать многократно. Они легко
моются. Рисовать можно кистью, а так же использовать нетрадиционные техники
рисования, например, рисование пальчиком, с помощью ватных палочек.
Игры и трафареты для творчества получились
практически из «ничего». Минимум
материальных затрат. А развивающий эффект налицо.
Фантики! Много фантиков!
Фантики можно не только коллекционировать,
но и придумывать с ними занимательные игры и забавы,
делать красивые аппликации и всевозможные поделки.
Сюрприз! Без него никак в работе с малышами.
- Ой, что я Вам принесла! Помните нашу волшебную коробочку?
- Да, там были фантики! – радуется Глаша.
Ах, как вкусно они пахнут! В них лежали конфетки.
1)Упражнение "Понюхай фантик" на развитие речевого дыхания, голоса.
Цель: учим детей делать вдох носом с закрытым ртом, делать выдох носом спокойно.
Малыши стараются, пытаются уловить аромат, и умудряются даже лизнуть...
2)Упражнение "Сдуй фантик с ладошки" на развитие речевого дыхания.
Цель: добиваться умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох.
3) Цель: развивать познавательный интерес через экспериментирование.
Фокус с дыроколом! Вот это да, какие дырочки остаются на фантиках...
4) Развиваем двигательную активность:
Подвижная игра "Сделай и поймай бабочку!"
5) Релаксация "Фантиковый дождь":
Цель: создавать в группе эмоциональный комфорт и положительные эмоции у малышей.
6)Нанизываем фантики на палочку Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук.
7)Сминаем фантики в комочки и складываем в стаканчик. Это упражнение понравилось детям особенно, с каким удовольствием они сминали фантики...
Вот такие простые игры и упражнения с фантиками можно проводить с детьми. Впереди праздники, так что не выбрасывайте фантики... Коллекционируйте!!!
Рисование на песке
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
Прищепки в
развивающей среде детского сада
Меня,
как воспитателя, очень волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие
ребенка в дошкольном возрасте, как подготовить детей к обучению в школе, что бы
мои выпускники были успешными учениками в школе.
Учеными
доказано, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и
мышления маленьких детей. Совместно с родителями мы пополняем развивающую среду
нетрадиционными материалами, пособиями и играми.
Прищепки,
являются любимым материалом для творческого фантазирования детей. Дошкольники
создают модели роботов, трансформируя их при необходимости в положительных и
отрицательных героев своих сюжетных игр. Игры с прищепками приносят ребенку
радость, удовлетворение от возможности изменять цветовые решения и форму своей
конструкции. Игры с прищепками в детском саду не вызывают переутомления.
Дети
посещают группу старшего дошкольного возраста и уже знакомятся со звуками и
буквами родного языка, поэтому, усвоенную информацию переносят в игры и,
создавая из прищепок буквы, составляют слова.
Имея
прищепки в развивающей среде, можно использовать их для самомассажа. Прищепкой
поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на
ударные слоги стихотворения. После первого двустишия, меняем руки. Необходимо
убедиться, чтобы прищепки не были слишком тугими.
«Кусается
сильно котенок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе «Кыш!»
Мы
сами очень часто используем прищепки в работе с детьми, особенно с детьми
раннего дошкольного возраста.
Помимо
творческих моментов, стоит отметить влияние подобных игр на развитие мелкой
моторики и координации, что, помимо прямого положительного эффекта, позитивно
сказывается на развитии речи и мышления.